Дополнительное образование

Дополнительное образование в городе представлено двумя учреждениями: 

МБУДО "Центр детского и юношеского творчества" (ЦДЮТ)

МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа" (ДЮСШ)

 

 

 


Организация дополнительного образования 
определяется как образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

 

Вместе с этим, она также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, программам профессионального обучения.

 

Дополнительные общеобразовательные программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов:

 

1) дошкольные образовательные организации;

 

2) общеобразовательные организации;

 

3) профессиональные образовательные организации;

 

4) образовательные организации высшего образования;

 

5) организации дополнительного образования;

 

6) организации дополнительного профессионального образования.

 

Образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам также вправе осуществлять:

 

•           организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;

 

•           организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

•           дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

 

•           иные юридические лица;

 

•           нетиповые образовательные организации.

 

Нормативным ориентиром в образовательном процессе организаций дополнительного образования следует считать направленность на:

 

•           формирование и развитие творческих способностей детей;

 

•           удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом и (или) профессиональном совершенствовании;

 

•           формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

 

•           организацию их свободного времени.

 

Как и в других образовательных организациях, в организациях дополнительного образования определяющее значение в регламентации образовательного процесса имеют образовательные программы.

 

Дополнительная образовательная программа, как и другие образовательные программы:

 

•           представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),

 

•           представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

 

Спецификой образовательных программ в организациях дополнительного образования является характер нормативного правового регулирования содержания образовательной деятельности. В частности, в этой сфере образования не предусматриваются федеральные государственные образовательные стандарты, а только федеральные государственные требования и то, исключительно по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

 

Одной из особенностей дополнительных общеобразовательных программ является порядок, при котором к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

 

Согласно ч. 11 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» опубликован 27 февраля 2013 г. на официальном  сайте Минобрнауки России и прошел общественное обсуждение.

 

Согласно пункту третьему данного документа, Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

 

•         формирование и развитие творческих способностей учащихся;

 

•         удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

 

•         формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

 

•         обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

 

•         выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

 

•         профессиональную ориентацию учащихся;

 

•         создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

 

•         подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

 

•         социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

 

•         формирование общей культуры учащихся;

 

•         удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 

В случае, если осуществляется совместная реализация образовательных программ, участвующие в сетевом взаимодействии организации могут синхронизовать свои образовательные программы. Например, общеобразовательная организация и организация дополнительного образования могут принять решение о том или ином формировании дополнительных общеразвивающих программ с тем, чтобы общеобразовательная организация зачла результаты их освоения в рамках основной общеобразовательной программы.

 

При этом, каждая образовательная организация остается автономной в решении вопросов образовательных программ. Организация дополнительного образования самостоятельно утверждает образовательные программы, даже если вопросы их содержания в договорном режиме согласовывались с иными лицами.